Серфинг на Гавайях после пришествия европейцев
Неизвестно, сколько лет практиковали гавайцы катание на доске, но документально зафиксировали первый серфинг и определили во многом его дальнейшую судьбу европейцы, чуть не уничтожившие его. Во времена правления последней королевской династии Гавайев, серфинг то умирал, то возрождался и насколько близок к забвению был “спорт королей” можно судить по оставшимся документальным свидетельствам того времени, которые мы рассмотрим в этой статье.
Благодаря всемогущему интернету и дотошным исследователям истории серфинга из Америки, Англии и Гавайев, мы можем узнать максимально подробно о непростой судьбе серфинга на его родной и европейской земле. Мое скромное дело — лишь найти, проверить и адаптировать на русский уже подтвержденные факты и представить вам.
В этой части мы узнаем о правлении последней королевской династии Гавайев и их влиянии на серфинг и о первом серфинге за пределами его родины — в Англии и Америке.
Содержание:
- Камеамеа 1
- Камеамеа 2
- Камеамеа 3
- Камеамеа 4
- Камеамеа 5
- Калакауа Давид
- Королева Лилиуокалани
- Серфинг после аннексии Гавайев
- Первый серфинг в Англии
- Первый серфинг в Америке
Камеамеа I, годы правления: 1795—1819
Первым возглавил страну после посещения островов Джеймсом Куком. Является основателем последней коренной правящей королевской династии Гавайев. Вождь установил деловые отношения с Англией, США и Францией: с помощью европейского оружия и их советников, покорил и объединил крупнейшие Гавайские острова в Гавайское королевство в 1810 году под одним троном династии Камеамеа. Он сохранил политическую, культурную и религиозную независимость Гавайев в период своего правления, в то время как большинство остальных полинезийских островов были покорены западными колониальными империями.
Как и положено было вождю, он был спортивным мужчиной, образцовым серфером и воином. По традиции того времени, он научился плавать еще до того, как научился ходить. В раннем возрасте его обучали различным видам спорта: метанию копья, борьбе и серфингу, мастерство в которых развило благородную силу и телосложение, которые отличали алиев (вождей) от простых людей. В то время вооруженное перемирие между племенами было явлением временным и эти качества были лучшими из всех, что можно было ожидать от правителя.
В петербургском музее Академии художеств хранится портрет Камеамеа, написанный М. Т. Тихоновым (справа) в 1818 году, который сопровождал капитана Василия Головнина во время кругосветного путешествия на борту шлюпа «Камчатка», посетившего Гавайи. Камеамеа умер до прибытия первых миссионеров и не застал искоренение родной культуры.
Камеамеа II, сын Камеамеа I, годы правления 1819—1824
В 1820 году на Гавайские острова прибыли американские протестантские миссионеры. При Камеамеа втором была отменена старая религия на Гавайях — уничтожались изображения древних богов, была упразднена система табу, традиционные обряды, серфинг был вне закона. Упор в жизни островитян был сделан на торговые отношения с американскими купцами: стали вывозиться природные ресурсы, золото, активно развивалось китобойное дело, бесстыдно вывозилось сандаловое дерево. Страну охватила капиталистическая агония.
В этот период уцелевшие гавайцы, многие из которых уступили свои земли миссионерам, сыновьям миссионеров и плантаторам сахара, были сломлены духом: уничтожалась их родная культура, традиции, быт, спорт. Количество местных жителей с 400 000 (во времена капитана Кука) сократилось до 50 000.
Камеамеа III, сын Камеамеа II, годы правления 1824—1855
Во время правления Камеамеа 3, Гавайи превратились из абсолютной монархии в христианскую конституционную монархию (конституция принималась в 1840 и 1852 годах). Его правление было самым долгим в истории Гавайского Королевства и продолжалось в течение 29 лет и 192 дней. Такой успех напрямую связан с принятием конституции и западным курсом развития нового государства: с дикой жизнью было покончено, в основе политики лежала модернизация страны.
Гавайское королевство было признано Францией, Британией и США. У Камеамеа третьего не осталось детей — они умерли во младенчестве, поэтому наследниками престола стали его племянники.
Камеамеа IV, племянник Камеамеа III, годы правления 1855—1863
Камеамеа 4 активно пытался противостоять росту американского влияния на Гавайских островах, ища при этом поддержку у англичан, которые преследовали свои собственные интересы. Король перевел несколько священных документов церквей Англиканского религиозного сообщества, за что, как считали местные жители, он и умер в достаточно молодом возрасте (29 лет), предав родных богов.
Камеамеа V, племянник Камеамеа III, годы правления 1863—1872
Какмеамеа 5 считается последним выдающимся правителем Гавайев. Он активно содействовал развитию строительства в стране, при нём была принята новая конституция королевства, усиливающая роль короля.
Он возрождал традиции, легализуя их уже с помощью законов: был создан Гавайский медицинский совет с членами кахуна, гавайская народная медицина снова стала активно практиковаться. В законодательный орган не был внесен законопроект, разрешающий продажу спиртных напитков коренным гавайцам. Камехамеха V удивил сторонников законопроекта, сказав: «Я никогда не подпишу смертный приговор моему народу». Алкоголизм был одной из многих причин уже сокращающегося населения коренных гавайцев.
Калакауа Давид (Лаамеа Каманакапуу Махинулани Налаиаехуокалани Лумиалани Калакауа), годы правления 1874—1891
На короткое время последнему королю Калакауа удалось частично отменить тревожные европейские запреты. Но в силу своей заинтересованности в возрождении традиций, он утратил поддержку плантаторов и в 1887 году вооружённые отряды белых принудили его принять новую конституцию, которая серьёзно ограничивала королевские полномочия и вводила избирательное право для богатых жителей Гавайев, которые, как правило, были американцами и европейцами. Веселый, умный, сердечный, искрений, музыкальный и спортивный, он стал последним королем, который радовал сердца своих жизнелюбивых подданных возрождением родных традиций.
София Кракрофт и леди Франклин, вдова знаменитого исследователя Арктики, посетили побережье Кона вместе с Калакауа незадолго до того, как он взошел на престол.
В своих письмах к семье в Англию мисс Кракрофт описывает соревнования по серфингу и из текста видно, что Калакауа уже начал свою кампанию по возрождению гавайских видов спорта и обычаев:
«В двенадцать мы отправились в бухту, чтобы посмотреть, как катаются на серфинге… Мы сошли в очень красивом туземном доме, принадлежащем вождю низшего ранга, очень красивому мужчине, которого вчера представил нам мистер Калакауа… Он отлично катается на серфинге, что было засвидетельствовано большим количеством жителей деревни, собравшихся вокруг дома… Боюсь, что вряд ли смогу дать вам правильное представление о серфинге, но я попытаюсь:
Мужчина или женщина подплывают к линии прибоя, имея перед собой тонкую доску длиной от 4 до 6 футов и шириной около 15 дюймов; в плавании он держит ее перед собой одной рукой, гребя другой… Поднимающиеся волны ничего не значат для этих пловцов — они либо ныряют под них, либо поднимаются по поверхности стены и появляются на ее поверхности или позади нее… Они выбирают свою волну в соответствии с ее высотой и направлением, в котором она будет достигать берега, а затем, вместо того, чтобы смотреть на нее лицом, они поворачиваются, ставят доску для серфинга прямо перед собой, поднимаются на гребень волны и буквально едут по ней, с вытянутыми конечностями до самого берега…
… Это действительно прекрасное зрелище, и некоторые из них настолько искусны, что во время своего полета они могут прыгнуть прямо на доску и выпрямиться в полный рост! Мы видели, как это сделал один человек… Все живущие на побережье, чувствуют себя в воде как дома и полностью наслаждаются ею. Дети начинают плавать почти с рождения… Вы видите, как они бегут к кромке воды и снова выбегают — дети постарше идут дальше и танцуют на внешнем краю ушедших волн, бросаясь вниз, чтобы вода могла пройти над ними — еще более старшие имеют свои крошечные доски для серфинга, будучи уже хорошими пловцами… Утром и в полдень вы видите их здесь дюжинами в воде, они кричат, играют, прыгают со скал головой вперед или прямо, ныряют, стоят на голове и болтают ногами в воздухе — в самом деле, их игры с водой невообразимо активны».
Во время правления Калакауа, Вайкики стал очень модным и здесь часто устраивались вечеринки на пляже у домика короля (это было также местом возрождения древней хулы). Вайкики стал центром культурной жизни гавайского двора. Правление Калакауа было веселым, но коротким. Безмятежные дни старых Гавайев уходили в прошлое, а когда король умер, серфинг практически умер вместе с ним, стал еще одним ушедшем в небытие коренным праздником. В конце правления этого монарха, в 1890 году, родился Дюк Каханамоку, будущая легенда серфинга.
Королева Лилиуокалани, годы правления 1891—1893
В 1893 году небольшая группа бизнесменов, выращивающих сахар и ананасы, при поддержке американского министра на Гавайях и хорошо вооруженных американских солдат и морских пехотинцев, свергла последнюю законную королеву Гавайев. Согласно Digital History, «они заключили в тюрьму королеву и захватили 1,75 миллиона акров, сговорившись присоединить острова к Соединенным Штатам».
17 января 1893 года заговорщики объявили о свержении правительства королевы. Подруга семьи — Флора Джонс, рассказывала об условиях на Гавайях в то время:
«Лилиуокалани должна была сосредоточиться на своей основной обязанности — в европейском образовании для своей будущей роли королевы. Но теперь возник новый вопрос: станет ли она когда-нибудь королевой Гавайев?»
Лилиуокалани, которой тогда было всего 17 лет, мало верила, что сможет повлиять на ход событий в Америке, но ее страна нуждалась в ней, и она нашла в себе смелость взывать к справедливости. 22 февраля 1893 года она села на корабль, направлявшийся из Англии, где она училась, в Америку. По прибытию, она сделала заявление, которое было опубликовано в газетах по всей Америке.
«Семьдесят лет назад христианская Америка послала мужчин и женщин-христиан, чтобы дать Гавайям религию и цивилизацию. Они дали нам Евангелие, они сделали нас нацией, и мы научились любить Америку и доверять ей. Сегодня трое сыновей этих миссионеров находятся в вашей столице и просят вас свести на нет работу их отцов. Кто их послал? Кто дал им право нарушать конституцию, которую они поклялись соблюдать?
Сегодня у меня, бедной, слабой девушки, нет никого из моих людей, а против меня все эти гавайские государственные деятели, но у меня еще есть силы отстаивать права своего народа. Даже сейчас я слышу их плач в своем сердце, и это придает мне сил и мужества, и я сильна этим, сильна в вере в Бога, сильна в осознании своей правоты, сильна для 70 000 000 человек, которые на вашей свободной земле услышат мой крик и не позволят своему флагу прикрыть бесчестье над моим народом».
Она поняла, что ее страна никогда не будет прежней и она никогда не станет королевой. Разочаровавшись в своем будущем на Гавайях, она начала строить для себя новую жизнь за их пределами.
Вскоре после того, как она была свергнута, президент Бенджамин Харрисон представил в Сенат США договор об аннексии Гавайских островов. В 1897 году усилия по заключению договора были заблокированы, так как сформированная Гавайская патриотическая лига, состоящая из коренных гавайцев, успешно подала петицию в Конгресс США. По данным Национального архива, но победа лиги была недолгой:
«После взрыва авианосца «Мэн» в феврале 1898 года, ознаменовавшего начало испано-американской войны, создание заправочной станции и военно-морской базы в Тихом океане стало стратегическим императивом для Соединенных Штатов. Гавайские острова были очевидным выбором».
Конгресс быстро перешел к аннексии Гавайских островов. 12 июля 1898 г. совместная резолюция была принята простым большинством голосов. Гавайские острова были официально аннексированы Соединенными Штатами Америки.
Последняя законная принцесса Гавайев — Кайулани, — осталась в Европе и посетила острова лишь через 9 лет:
«Я изрядно устала… Гавайцы пришли повидаться со мной… Мне было грустно видеть, что так много гавайцев выглядят такими бедными — в былые времена не было так много обездоленных и потерянных людей».
Она была измучена путешествиями, эмоциональными потерями и политическими потрясениями. Она умерла от осложнений в возрасте 23 лет.
Серфинг после аннексии Гавайев
Серфинг и остальные коренные развлечения аборигенов снова стали вне закона до такой степени, что на рубеже веков один писатель оплакивал тот факт, что было трудно найти доску для серфинга за пределами музея на Гавайях. Но отношение к воде стало меняться: не только на Гавайях, но и на берегах США стало популярно такое занятие, как “surf-bathing” — купание в прибрежных волнах.
Первый серфинг в Америке
В США серфинг распространился через Санта-Круз летом 1885 года, когда трое гавайских принцев — Дэвид Кавананакоа, Эдвард Келиахонуи и Джона Кухио Каланиана Оле — сбежали с уроков и направились к океану.
Эти предприимчивые подростки из королевской семьи просто наслаждались ритуалом, укоренившимся в их островном наследии. Они не могли знать, что этот и будущие визиты помогут сформировать культурную самобытность Санта-Крус и что их память когда-нибудь будет отмечена на мемориальной доске вдоль Уэст-Клифф-Драйв.
Две громадные доски, на которых они серфили, спустя 130 лет вернутся с Гавайев и станут частью уникальной выставки в 2015 году, установившей рекорд посещаемости в Музее искусства и истории Санта-Крус.
«В тот день на пляже было многолюдно: проходили соревнования по плаванию, на берегу были гулянья и даже выступала театральная труппа. Но все отвлеклись от своего веселья, когда трое гавайцев вышли на волны на массивных досках из красного дерева. Все, кто был на берегу, провели день, любуясь принцами, катавшимися на волнах. Это были не обычные мальчики — как племянники короля Калакауа, они были настоящими гавайскими принцами. И доски, на которых они ездили, были необычны: они были изготовлены из местного красного дерева с гор Санта-Крус компанией Grover Lumber Company, это были доски «о’ло», длинные и тяжелые, предназначенные исключительно для гавайской королевской семьи».
После того, как их дебют в серфинге на материке был задокументирован газетой, мальчики остались еще на несколько лет в Калифорнии и они много раз занимались серфингом в Санта-Круз, а закончив школу — вернулись на свой родной остров. Они взяли свои доски с собой, положив начало тенденции к отправке калифорнийского красного дерева на Гавайи для создания досок для серфинга. В 1896 году газета Santa Cruz Surf отметила, что «мальчики, которые приходят на пляж Сибрайт, катаются по волнам на досках, как те гавайцы», подразумевая повторение серфинга за индейцами уже американскими мальчишками.
Принц Эдвард умер вскоре после возвращения на Гавайи, но Джона и Дэвид продолжили путешествовать и распространять серфинг в Соединенном Королевстве и других частях мира, они оба сделали политическую карьеру и внесли значительный вклад в гавайскую культуру, историю и политику.
Памятник Принцу Джонах Кухио Каланианаоли (Prince Jonah Kuhio Kalanianaole) установлен в парке Kuhio Beach Park на набережной в центральной части района Вайкики в Гонолулу на острове Оаху. Родившийся 26 марта 1871 года в Колоа на острове Кауаи, Джонах Кухио Каланианаоли был принцем царствующего Дома Калакауа до тех пор пока в 1893 году Королевство Гавайи не был свергнуто. Кухио был младший из трех сыновей Верховного вождя острова Кауаи Дэвида Kahalepouli Piikoi и принцессы Kinoiki Kekaulike.
Принц Кухио закончил Королевскую школу на острове Оаху, в течение четырех лет учился в колледже Святого Матфея в Калифорнии, затем в королевском сельскохозяйственном колледже в Англии, и в конечном счете окончил бизнес-школу в Англии. Он был следующим в очереди, чтобы стать королем, но в 1893 году Гавайская монархия была свергнута. Кухио принял участие в неудачной попытке восстановить королеву Лилиуокалани, 2 года спустя был арестован и обвинен в государственной измене. Кухио был приговорен к году тюремного заключения за его роль в гавайском восстании против новообразованной Республики Гавайев. После освобождения из тюрьмы, он переехал в Африку и присоединился к британской армии чтобы сражаться в Южно-африканской войне и оставался там вплоть до окончания войны в 1902 году. Когда он вернулся на Гавайи, то был избран в Конгресс Соединенных Штатов как территориальный делегат с Гавайских островов с 1903 по 1921 годы.
Достижения, которые приписывают Принцу Кухио, включают работы по углублению дна в Перл-Харбор на о.Оаху, установление Национального парка «Гавайские вулканы», принятие закона в Конгрессе по усадьбам и землям для Гавайцев, защита фермеров и владельцев ранчо.
Принц умер от болезни сердца на Вайкики 7 января 1922 года в возрасте 50 лет и был похоронен на острове Оаху в Королевском мавзолее. Кухио был известен как «народный принц» за то что отстаивал интересы коренных жителей Гавайев. Ежегодно 26 марта на Гавайях отмечается День Принца Кухио.
Первый серфинг в Англии
В год рождения отца мирового серфинга, пара гавайских принцев каталась на волнах в Йоркшире в Великобритании. По словам Питера Робинсона, основателя Музея британского серфинга в Браунтоне, 22 сентября 1890 года считается первым случаем серфинга в Великобритании.
Это событие было раскрыто в письме, написанном в эту дату гавайскому консулу Генри Армстронгу принцем Ионой Кухио Каланианаоле Пиикои, одного из трех братьев, которые занимались серфингом в Санта-Крус за пять лет до этого момента в Англии.
«Это самое замечательное открытие и огромное откровение с точки зрения наследия британского серфинга. Тот факт, что теперь мы знаем не только то, что члены гавайской королевской семьи занимались серфингом, когда получали образование в Англии в конце 1800-х годов, но также и то, что они выбрали относительно малоизвестное место для серфинга, такое как Бридлингтон на восточном побережье, чтобы и поймать несколько волн, это просто фантастика. Это самый ранний подтвержденный случай серфинга в Великобритании — ранее мы думали, что это было в 1920-х годах в Англии и на Нормандских островах, — но это письмо переписывает историю британского серфинга».
Письмо принца было обнаружено в Музее Бишопа на Гавайях автором и историком Сандрой Кимберли Холл:
В письме он написал:
«Мы очень любим море и купаемся каждый день. Погода была очень ветреной в эти несколько дней и нам это очень нравится, потому что мы любим, чтобы море было бурным, чтобы мы могли кататься на серфинге. Нам очень нравится кататься на серфинге, и мы удивляем людей этим».
Именно благодаря принцам, серфинг зародился в Великобритании. Многие задаются вопросом – как же они серфили, в таких холодных непривычных условиях? Гидрокостюмы еще не были придуманы, поэтому скорее всего, они надевали шерстяные или хлопчатобумажные купальные костюмы длиной от шеи до колен, которые использовались в то время для купания.
Благодаря наследным принцам, так и не вступившим на законный престол, о серфинге узнали в США и Англии, а на своей родной земле, среди тотального уничтожения местного населения и его культуры, он чудом не исчез полностью. Насаждение “цивилизованными” людьми своей религии, своих взглядов, путей развития, уже в который раз чуть не уничтожило коренное население. Зная эту историю и множество других, стоит чаще обращаться к своим корням и не забывать предков и историю своего народа. Потому что без истории, без прошлого — нет будущего. Алоха оэ!
В третьей части истории мы узнаем почему серфинг считается спортом королей, почему Дюк Каханамоку — совсем не герцог и где впервые были опубликованы художественные заметки о серфинге! Делитесь статьей со своими друзьями и учениками, алоха!
Автор статьи: Настя Цейслер.
Спонсор статьи: wsgs.ru