Подробная история гидрофойла, часть 2

Подробная история гидрофойла, часть 2

Гидрофоил в малом водном транспорте.

С середины 60-х годов боевые и прогулочные катера на подводных крыльях стали выпускать серийно, а подводные крылья стали крепить к парусным судам, яхтам, катерам и самым маленьким водным видам транспорта.

Ознакомимся с хронологией использования гидрофойла:

В 1954 году Shephard Harwood запатентовал water ski hydrofoil:

— «Одной из задач изобретения является повышение требуемой квалификации и, следовательно, спортивного удовольствия, получаемого от катания на водных лыжах, за счет создания подводных крыльев, приспособленных для подъема лыж из воды на сравнительно малой скорости. Таким образом, лыжи полностью опираются на сравнительно небольшие площади подводных крыльев.
Другой задачей изобретения является создание воднолыжного аппарата описанного типа, способного развивать большую скорость, более плавный ход и обладающего повышенной маневренностью».

Гэри Симэн, инженер, работавший в Windsurfing International, экспериментально установил подводное крыло на свою лодку и эта лодка выиграла престижные скоростные испытания в Hurricane Gulch, Калифорния, в 1972 году

В 1980 году изобретатель-виндсерфер Joop Nederpelt разработал свой первый фоил для виндсерфинга Mistral. Вероятно, это был первый момент в истории подводного крыла на индивидуальном водном снаряде, заснятый на видео.

Joop Nederpelt и его подводное крыло в виндсерфинге.

По словам Робби Неиша, в 1979 году, его друг John Speer катался на подводном крыле под парусом на Гавайях.

В 1964 году Joseph Rumsey сделал патент на моно лыжу с подводным крылом.

Paul F. Rieffie в мае 1965 года получил патент на моно-лыжу с подводным крылом. Но особым спросом модель не пользовалась.

Авиационный инженер Волтер Вудворд изобрел первое миниатюрное подводное крыло на двух осях (water skiing). Первым этот снаряд испытал Фрейзер Синклер.

В партнерстве с Лукасом Эммануэллом, выпускником Гарвардской бизнес-школы, Вудворд запатентовал водные лыжи на подводных крыльях. Вместе они основали Cosmo Dynamics (позднее Custom Dynamics), которая продавала свой продукт как Dynaflite Hydrofoil. Изобретение это состояло из двух обычных водных лыж с двумя стойками, прикрепленными к каждой лыже и имело конструкцию с двумя крыльями. Они продолжили разработку других продуктов на подводных крыльях, таких как Dynaboard и катамаран на подводных крыльях.

Успех компании заключался в постоянных выступлениях «Banana» Джорджа Блэра. Он наряжался в желтый костюм Санта-Клауса и катался по озеру Элоиза на лыжах с подводными крыльями, удивляя публику в Cypress Gardens во время Рождественского шоу.

В 1970 году было основано International Hydrofoil Society (IHS), которое существует до сих пор. По сути, это добровольная некоммерческая организация для людей, которые проектируют, строят, эксплуатируют или просто интересуются коммерческими, военными, исследовательскими или рекреационными судами на подводных крыльях любого размера или источника энергии.

Первый патент на серфборд с подводным крылом зарегистрирован Дэниэлем Морганом в 1973 году.
В этом же году был изобретен аттракцион Flying Crab, на котором можно кататься стоя, сидя и даже лежа.

Неутомимые друзья Боб Вулли и Майк Марфи используя патент Эммануэля, приделали фоил к ниборду (доска для катания сидя за фалом). Причиной стала проблема с коленями от катания на ниборде, Боб задумался о том, как сделать более щадящий вариант.

Естественно, они немного изменили конструкцию гидрофойла — стали крепить его за серединой ниборда, в то время как на водных лыжах гидрофоил устанавливается в середине. Этот продукт выкупила компания Hydroslide, производящая ниборды, а инженерам по контракту было запрещено использовать этот продукт. Друзья озолотились и стали изобретать дальше.

Первое сидение для водных лыж Боб изобрел в 1984 году. Его вдохновили Ski Seat — это две лыжи с креплениями, скрепленными рядом изогнутых трубок.

На них было установлено сиденье и вся эта конструкция поворачивалась вправо и влево в соответствующем повороте. Бобу Вулли так понравилось это лыжное сиденье, что он купил его себе и провел целое лето, катаясь на нем вверх и вниз по реке.

Совместив водные лыжи, свое сидение и гидрофоил, он получил нечто новое и более комфортное, чем ниборд с гидрофойлом. Но в процессе тестов и эксплуатации изобретатели соединили две водные лыжи в одну моно-лыжу, а гидрофойл сделали не на двух осях, а на одной; а чтобы райдер оставался на доске, добавили ремень безопасности. Посмотрите на эту модель, напоминает наш привычный гидрофоил?

В 1990 году Боб изобрел собственный продукт — Air Chair, кресло с амортизатором для изобретенного с Майком гидрофойлинга сидя.

Изобретатели основали корпорацию под названием RBM (Роберт, Брэд и Майк) для производства оборудования на подводных крыльях.

На тот момент фоил был изготовлен из литого алюминия и покрыт порошковой краской. Устанавливался он четко под сидением.

Доски делали из стекловолокна с пенопластовым сердечником. В процессе тестирования, доски меняли свою форму, имели изогнутый рокер для более плавного приземления и более скошенные борта для плавного погружения в воду.

После нескольких лет совместной работы Майк Мерфи, Брэд Барнетт и Боб Вулли решили, что больше не могут работать вместе. Боб продолжал руководить Air Chair, Майк Мерфи создал Sky Ski.

Air Chair разработала новый дизайн сидения на подводных крыльях с алюминиевой опорой сиденья и новой системой изогнутых передних крыльев фоила. Это повысило производительность крыльев и более мягкую посадку. Не только для повышения производительности, но и для обеспечения более мягкой посадки.
Плоское заднее крыло обеспечивало стабильность и именно оно сейчас называется стабилизатором.

Sky Ski разработала свою конструкцию на подводных крыльях с другой конструкцией фюзеляжа. К днищу был добавлен киль, чтобы обеспечить большую прочность и сделать фюзеляж тоньше.

Их фоил модели изготовлены из литого высокоропрочного алюминия с амортизатором (shock tower была разработана Бобби Тейлором и Джоном Уилборном по просьбе Майка Мерфи, чтобы свести к минимуму воздействие приземления на спину райдера), а доска изготовлена из углеродного волокна, фоил — из высокопрочного алюминия.

В 1989 году Майк Мерфи попал на обложку престижного журнала Nissan Discovery. Он в прямом смысле перевернул весь мир гидрофойлинга за 20 лет до Кая Ленни.

Продуктивный коллектив распался, оставив плод своей деятельности: эффективное подводное крыло на одной ноге (мачте) для водных видов спорта. Именно этот вариант изобретения попал в руки Лерду Гамильтону, ключевой фигуре серфинга, сап серфинга и фоилинга в мире.

1990 год
Леирд Гамильтон усовершенствовал ниборд, избавив его от сидения — «мы же серферы, мы катаемся стоя!».

Так гидрофойл перешел из плоской воды на большие волны: история гласит, что в один из дней, когда волны сопровождал изрядный чоп, Лерд упал с доски из-за плохой кондиции воды и чуть не утонул. Поразмыслив, он решил использовать для таких условий гидрофоил, который из-за своих конструктивных особенностей должен был привести сопротивление и соприкосновение водного снаряда с поверхностью воды к нулю.

Лерд популяризировал использование гидрофойла в серфинге, виндсерфинге и САП-серфинге на Гавайях и вдохновил миллионы людей по новому взглянуть на неограниченные ни кругозором ни оборудованием возможности.

2004 год

Mango Carafino (бывший руководитель отдела исследований и разработок в Naish International) первым прикрепил подводное крыло к кайтборду (сама компания по производству кайтбордов Carafino основана в 1999 году).

2009 год

В Стокгольме профессоры Jakob Kuttenkeuler и Stefan Hallström представили проект Evolo, нечто напоминающее современные объемные е-фойлы или даже гидроцикл. Цель проекта состояла в том, чтобы спроектировать транспортное средство, способное перевозить одного человека со скоростью 15 узлов с электрическим, экологически безопасным и бесшумным двигателем, не создающим волн — взамен шумным водным мотоциклам.

В 2009 году в далекой Австралии Бретт Кертис прикрепил гидрофоил к доске для серфинга, а в 2013 году опубликовал на серф форумах «Swaylocks» и «RealSurf» фото своего друга Алекса Будлевски, катающегося на нем. Называли эту штуку “paddle-in” or “prone” hydrofoil.

2016 год

Популярность фоила растет!
Кай Ленни впервые стал использовать гидрофоил с сапбордом. Видео, где Кай спускается по ветру на сапе с подводным крылом сначала восприняли как фейк.

Первый даунвинд на гидрофойле.

В этом же году чемпион мира по виндсерфингу Алекс Агуера основал компанию Go foil.

2017 год

Зейн Швейцер катает на фойле с веслом, с вингом, на прибрежных и больших волнах.

E-foil: серфинг без волн

Последняя и самая совершенная версия подводного крыла, e-Foil, появилась почти так же, как и ее предшественники — в результате поиска нужного оборудования, которого не было представлено на рынке.

Отец и сын, Ник и Майкл Лизоны, основали компанию по производству подводных крыльев и досок, что дало им возможность попробовать и получить то, чего, по их мнению, не хватало в индустрии водного спорта.

После долгих проб и ошибок Ник, придумал первое индивидуальное судно на подводных крыльях, работающее от аккумуляторной батареи, которое управлялось с помощью беспроводного пульта дистанционного управления. Это вывело плавность движения на подводных крыльях на новый качественный и безопасный уровень.

В 2013 году был создан первый электрический сёрф, а в 2017 году был основана компания Lift Foils — первые фойлы на аккумуляторах.

Они открыли путь для всех остальных компаний: Fliteboard (Australia), Waydoo (China), Takuma (France/Japan), Foil (USA), MSLR (Canada), Flying Rodeo (Slovenia), ArtFoils (Russia), PWR-Foil (France). Не без гордости можем вписать нас в эту хронологию! Первый российский электрофоил Hydrofoil lab создан в 2020 году в Санкт-Петербурге.

E-foil — российский производитель G-foil.

Технически вы можете кататься на подводных крыльях практически на любом плавсредстве: лодке, доске для серфинга или гребли, виндсерфинге, кайтинге, даже на лыжах и велосипеде с подводным крылом!

Все они предлагают индивидуальные особенности катания по волнам или плоской воде, но у них есть одна общая черта: они позволяют скользить по-над поверхностью воды, значительно увеличивая скорость и устраняя сопротивление набегающему водному потоку.

Испытав однажды это чувство полета над водой, вы не сможете остановиться и забыть это невероятное ощущение! Гарантирую.